Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции. Проблема коммуникативного развития в современной образовательной среде является одной из важнейших, поэтому существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, которые бы обеспечивали возможность реализации качественно–новой личностно–ориентированной развивающей модели начальной школы, связанной с обеспечением речевого и коммуникативного развития учащихся.
До настоящего времени в педагогической науке основы коммуникации как средства обучения и развития в процессе учебной деятельности разрабатывались российскими и зарубежными учёными: В.Г. Винокуром, И.А. Зимней, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львовым.
Для решения данной проблемы в условиях современного образования рекомендован деятельностный подход. Он предполагает введение интерактивных технологий обучения.
Интерактивные технологии в значительной мере увеличивают уровень взаимодействия между преподавателем и учеником, дают преподавателю новые возможности контроля усваивания знаний и обеспечивают мгновенную обратную связь с учениками.
Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. Так, В.П. Беспалько, А.И. Богомолов, А.Г. Молибог и др. определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении, в работах Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н.Суворова и др. выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности.
Одним из эффективных приёмов, который можно использовать в интерактивной технологии для формирования коммуникативных умений при обучении русскому языку является метод мозгового штурма.
Объект исследования: мозговой штурм как методика интерактивного обучения.
Предмет исследования: метод мозгового штурма в формировании коммуникативных умений обучающихся на уроках русского языка.
Цель исследования: проанализировать мозговой штурм как средство формирования коммуникативных умений обучающихся.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность коммуникативных умений.
2. Рассмотреть особенности мозгового штурма как метода поиска и получения новых идей.
3. Охарактеризовать роль методики мозгового штурма в формировании коммуникативных умений на уроках русского языка
4. Проанализировать методику организации мозгового штурма для формирования коммуникативных умений.
1.Мозговой штурм как метод поиска и получения новых идей
1.1 Сущность коммуникативных умений
Из-за отсутствия общепринятого определения понятия «коммуникации», ее рассматривают как сложный и многогранный процесс, который может выступать и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга [15, с. 54]. Это обусловило возникновение различных подходов к определению категории общения и отсутствие единого, унифицированного понятия этого феномена. А. И. Волкова отмечает, что подавляющее количество трактовок понятия коммуникации указывает на основные функции или стороны общения и носит описательный характер [2, с. 46].
Изучение проблем коммуникативных навыков осложняется не только неоднозначностью трактовки его сущности и содержания, но и наличием различных подходов к соотнесению понятий «общение» и «коммуникация», «общение» и «деятельность».
Даже основатели трактовали понятие коммуникации является неопределенным - в общем контексте. Американский психолог Ch. Cooley под понятием «коммуникация» понимал механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, имеет в себе все умственные символы, способы их передачи в пространстве и сохранения во времени. Этот механизм включает мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, и одновременно самые последние достижения по завоеванию пространства и времени [17, с. 188].
В идеях немецкого философа Ю. Хабермаса рассматривается понятие «коммуникативная действие», которое «... в целом относится к интеракции как минимум двух способных к речи и действия субъектов, - вербальными или екстравербальнимы средствами - вступают в интерсубьективних отношения» [22, с. 26]
Анализ литературных источников указывает, что результатом внимания к проблеме изучения круга этих явлений стало создание нескольких подходов к ее решению. Первый из них связан с дифференциацией указанных понятий.
Так, М. С. Каган выделил и систематизировал отличительные признаки общения и коммуникации и отметил, что общение носит практический и духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом; общение является межсубъектным взаимодействием, структура которого в основном является диалогической, тогда как коммуникация - это информационная связь с субъект объектной взаимодействием [6, с. 46].
Ученые Е. П. Ильин 5, Е. В. Клюев 7, Ж. В. Николаева и другие видят между этими понятиями отношение общего (коммуникация) и частного (общение) [15]. По мнению Е. П. Ильина, не все виды коммуникации общением, но любое общение является частным видом коммуникации. Общение определяется им как частный вид коммуникации, специфический для высокоразвитых живых существ, в том числе - для человека. Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию, Коммуникация свойственна и техническим системам и взаимодействия человека с машиной и взаимодействия людей. Последний вид и принадлежит к общению. При взаимодействии людей коммуникация получает новое качественное содержание [5, с. 19].
В то же время, ученый отмечает, что в процессе общения происходит не просто получение информации или обмен ею, но и вызов эмоций, их обмен - сочувствие или проявление негативного отношения к партнеру. Учитывая что, человеческое общение, по определению автора - это связь между людьми, что приводит к возникновению взаимного психического контакта, который проявляется в передаче партнеру по общению информации (вербальной и невербальной) и имеет целью установление взаимопонимания и взаимного переживания.
Попытка интегрировать противоположные точки зрения на общение осуществила Г. М. Андреева, поскольку, по мнению ученого, общение шире категорией, чем коммуникация [1, с. 65].
Часто общение понимается учеными как взаимодействие субъектов. Зато, по мнению Е. П. Ильина, не во всяком взаимодействии присутствует общения. Б. Ф. Ломов уточняет это понятие и отмечает, что общение – это не любое взаимодействие, а специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, а процесс их взаимодействия, в котором оказываются содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание и т.д. [5, с. 249].
А. А. Леонтьев считает взаимодействие с другими людьми ядром общения, как внутренний механизм жизни коллектива, обмен мнениями, формирования установок, усвоение общественно-исторического опыта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. уч. зав. 5-е изд., испр. и доп. – М: Аспект Пресс, 2009. – 363 c.
2. Волкова А. И. Психология общения. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 445 с.
3. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – М.: Наука, 2014. – 432 с.
4. Ельникова А.В. Интерактивные методы обучения, их место в классификации педагогических инноваций // Имидж современного педагога. – 2001. – № 34 (14-15). – С. 71-74.
5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009. – 576 с.
6. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 2011. – 319 с.
7. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и институтов. – М: Рипол Классик, 2012. – 320 с.
8. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2014. – 368 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
10. Лесков, С. Л. Мозговой штурм / С.Л. Лесков. - М.: Издательство МГУ, 2012. - 636 c.
11. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб.: Питер, 2009.- 320 с.
12. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно–ролевых играх // Начальная школа. – 2005.– №1.– С.30-34.
13. Мухина С. А. Современные инновационные технологии обучения. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 360 с.
14. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. – М: Из-во Института Практической Психологии, 2009. – 356 с.
15. Основы теории коммуникации. / Сост. Ж. В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 274 с.
16. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2016. – 255 с.
17. Рассел Д. Метод мозгового штурма. - М.: Книга по Требованию, 2012. – 126 c.
18. Реан А. А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение. – СПб: Прайм-Еврознак, 2004. – 416 с.
19. Рязанцева Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб: Заневская площадь, 2014. – С. 13-15.
20. Тихонова Т.В. Новые информационные технологии в школе и ВУЗе. – Николаев: Веста, 2009. – 65 с.
21. Урманцева, А. Мозговой штурм. Избранные дискуссии. – М.: СВР-Медиапроекты, 2013. – 336 c.
22. Чекушкина Е. Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 25-27.